Согласитесь, мы обращаемся, к таким специалистам очень редко, причин этому много: мы не верим, что это даст результат, у нас нет денег на оплату их услуг, и, попросту, нам стыдно, поскольку многие даже не знают смысл слова «психологическое консультирование», и очень часть его приравнивают к решению психиатрических проблем. Но это, как отступление о темы, ведь, главное, в данном случае, чтобы человеку, который нуждается в помощи, она действительно была оказана, а для этого консультант должен обладать определенными качествами, можно сказать, к этой работе должны быть четкие требования.
Требования, как известно, могут быть как к личностным качествам, так и к профессиональной подготовке. Что касается требований к профессии – это высшее образование и отличное знание всех сопутствующих предметов: педагогики, психологии, философии, культурологи, этики и многих других. У данного специалиста должна быть хорошо поставлена речь, он должен обладать приятным, хорошим голосом; иметь внешность, которая будет соответствовать ожиданиям клиента, обладать хорошими манерами.
Состояние консультанта во время беседы – это в, первую очередь, собранность, спокойствие, расслабленность, легкость переключения между состояниями, способность передать свое состояние клиенту – повлиять на него, способность не вовлекаться без необходимости в состояние клиента. Консультант должен уметь: вызвать доверие, установить контакт, уметь понять и чувствовать клиента, наблюдать, оценивать факты, оригинально обдумывать, убеждать, уважать клиента, быть терпеливым, создавать мотивы для действий, проявлять инициативу и самообладание, быть напористым, уверенным. Перечислять еще можно много чего, но, для клиента – это должен быть такой специалист, который искренне хочет помочь решить его проблемы.
Какие навыки я вижу в работе консультанта?
Навыки – это установившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют консультанту эффективно выполнять свою работу. Не секрет, что, чем больше опыта, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист. Я, к примеру, вижу следующие навыки в работе консультанта: навыки проведения тренингов, навыки решения проблем в определенных сферах, например, проблем взаимоотношений в семье, опыт, проведения социально-психологической диагностики клиента, навыки обработки результатов тестирования, навыки успокоить клиента, создать мотивы к правильному действию. Как по мне, некоторые навыки переплетаются с требованиями к специалисту данной сферы, и это вполне нормально, поскольку первоочередные требования все время усовершенствуются, с каждым годом работы специалист становится все более уверенным, он с легкостью уже может выполнить много чего, что казалось таким сложным в начале пути.
2) Теория и практика психологических групп
Разработать Проект создания и ведения группы.
Психологическая группа «Будь уверен в себе» (5-10 чел.)
Психологическая группа, в моем понимании, это тематические регулярные встречи людей с похожими проблемами. Группа “ Будь уверен в себе!” поможет избавиться от чувства неуверенности в себе, стать уверенным в своём поведении среди тех, кто понимает Ваши затруднения.
А. Данная группа является однородной, поскольку состоит из психологически похожих друг на друга людей, которые имеют одинаковые психологические свойства, похожие взгляды, оценки, убеждения, и т.п. – все члены разрабатываемой мною группы желают обрести уверенность в себе.
Группа планируется быть краткосрочной: то есть мы имеем даты проведения – это будет 10 занятий по субботам, начиная с 19 апреля 2016. Время: 12:00 до 14:30. Место проведения: м. Золотые Ворота, ул. Ирининская 10, оф.11. Стоимость занятий – 2000 грн.
Возрастной ценз группы - мужчины и женщины 25-27 лет.
Данная психологическая группа поможет человеку, который потерял или никогда не чувствовал уверенность в себе понять причины этого факта, узнать как можно развить эту черту, обрести практические навыки ассертивного общения на каждый день; освоить методы расслабления и сформировать свое совершенно новое поведение; помочь себе и другим людям в преодолении низкой самооценки и неуверенности в себе.
Задачи и результат. Тут важен контакт с собой, а также важно осознать и принятие собственного существования, своей значимости и ценности, определить собственное место и знание своих границ – в жизни и в отношениях, обрести право на собственное мнение, возможность проявляться разными личностными гранями; выработать смелость быть и творить.
Б. Эффективная группа начинается с правильного отбора участников. Неудачно составленная группа может так никогда и не стать психотерапевтически продуктивной. В данном случае психолог, который будет вести данную группу беседует пол часа с каждым претендентом на участие в группе. Во время этого разговора в первую очередь важно помочь им разобраться, насколько и каким образом психотерапевтическая группа может способствовать решению их жизненных проблем, а также оценить пригодность каждого участника будущей группы. Конечно, во время короткой встречи нелегко решить, будет полезной эта группа для человека или нет, поэтому не менее важным является и самоопределение самого претендента.
Таким образом, главный вопрос на данном этапе организации группы – каких клиентов включить в группу и от каких отказаться. Критерии участников данной группы:
Эта группа рассчитана для людей которые:
- страдают от неуверенности в себе;
- у них присутствует чувство неуместности;
- если быть незаметным – это лучшее умение у человека;
- сравнивают себя с другими и обнаруживают собственную плохость и это есть привычным способом жизни;
- постоянно критикуют себя, недовольны собой;
- ищут свои границы в отношениях, учатся их защищать и отстаивать.
В. Длительность 1,5 часа без перерыва. Тренинг в данном случае будет рассчитан на 5-10 человек, тех, которые оценивает себя как неуверенную личность, имеют низкую самооценку, и очень хотят избавиться от этой негативной оценки, стать увереннее. В процессе общения будет использовано большое количество практических упражнений и решение важных задач участников. Тренинг будет проходить с использованием когнитивно-поведенческих методов.
Г. Данная группа будет закрытого типа: есть дата начала и дата окончания, проводится регулярно, каждую субботу. Как известно, одним из преимуществ закрытой группы есть то, что стабильный состав участников приведет к минимальным изменениям в атмосфере группы вследствие воздействия каких-либо факторов извне. Это будет способствовать большей открытости, доверию и поможет обратиться к глубоким и интимным проблемам.
Д. Подготовка к группе, условия конфиденциальности. При подготовке к группе, на предварительной встрече психолог, который будет вести группу должен объяснить основные принципы групповой психотерапии, цели группы и индивидуальные цели ее участников, познакомить участников с методами, принципами работы и способами поведения в группе, благодаря которым они могли бы получить максимальную пользу от занятий; знакомит участников с возможными неприятными сторонами работы в группе, а также со способами уменьшения или устранения психологического риска; знакомит участников с основными правилами работы группы; выясняет и обсуждает ожидания, фантазии, надежды, страхи участников, связанные с участием в работе группы. Участников предупреждают, что в начале работы все испытывают большое напряжение, тревогу, неудовлетворенность. Это свойственно процессу психотерапии, поэтому не следует спешить покидать группу. Участников предупреждают, что большинству людей вначале трудно говорить о себе, проявлять как негативные, так и позитивные чувства по отношению к другим, поскольку это противоречит нашим обычным стереотипам общения. Они формируются с детства, поэтому необходимо время для их изменения.
Во время предварительной встречи психолог должен ознакомить участников с правилами группы, выполнение которых желательно. Если это необходимо, можно их обсуждать, хотя чаще требуется более подробное их объяснение, когда возникают сомнения по поводу их целесообразности. Участники группы и психолог не должны распространять сведения о работе группы. Конфиденциальность приведена в правилах Группы.
Е. Правила Группы «Уверенность в себе»:
- Конфиденциальность. Конфиденциальными являются сведения о том, что другие участники говорят или делают в группе. Не считается нарушением этого правила, если участник рассказывает другим, что он сам пережил или узнал в группе, хотя нежелательно делиться информацией, как он учился, что в ней происходило. Требуется категорическое соблюдение этого правила, так как оно способствует созданию безопасной рабочей атмосферы в группе.
- Открытость и искренность. В группе можно и нужно говорить о себе. Здесь важно выразить все свои чувства, в особенности повторяющиеся негативные эмоции (раздражение, злость, скуку и т.п.), проявление которых перед другими в обычных обстоятельствах считается неприемлемым. В группе не должно быть места неправде, лжи. Если участник группы о чем-то не хочет или не может говорить, лучше промолчать, чем солгать. В группе важно открыто говорить о себе, однако человек сам решает, насколько ему быть откровенным и о чем говорить. Самораскрытие открывает двери для самопознания и помогает открыться другим. Но самораскрытие не означает психологическое самообнажение – каждый участник ответственен за то, что, насколько и когда открывать другим.
- Ответственность. В группе не допускается любое физическое насилие, а также употребление алкоголя и препаратов, способных оказывать воздействие на сознание участников. Важно придерживаться всех правил, способствующих эффективной работе группы.
- Свобода. Каждый участник может выбрать свой способ бытия в группе, но следует учитывать свои психотерапевтические цели. Чтобы у всех участников были определенные гарантии безопасности, каждый участник может прервать любой разговор о себе. Не допускается заставлять кого-то что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п. Каждый участник может покинуть группу, но перед этим обязан объяснить мотивы своего ухода, так как он не только свободен, но и ответственен перед другими участниками и терапевтом.
- Посещение. Участники обязаны присутствовать на всех занятиях группы и не опаздывать, поскольку пропуск занятий негативно сказывается на работе всей группы, искажает динамику группы, тормозит ее развитие, а пропустившему занятие трудно бывает включиться в работу группы.
- Общение за пределами группы. За пределами группы участникам желательно не встречаться, поскольку их общение не смогут слышать другие участники группы. Особые отношения между отдельными участниками группы нарушают психотерапевтический процесс в группе.
- Домашние задания. Для более успешного закрепления результата, участникам группы дается домашнее задание, это будет естественным продолжением психотерапевтического процесса.
3) Подходы к консультированию. Критический Анализ книги Грегго.
A Biblical counseling approach. Библейское консультирование. Библия как путеводитель. Аппеляция к её авторитету.
Кейс
Рассмотрим использование библейского консультирования для решения проблемы алкоголизма. Семья: муж, жена и ребенок живут как все другие семьи. Обязательно в воскресенье супруги ходят в церковь, люди верующие.
Каждый день муж приходит с работы, выпивает бутылку пива, отдыхает. На выходных позволяет себе выпить с друзьями в приличных количествах. Жена выражает свое недовольство, отношения супругов начинают портиться. В это же время, она узнает о своей беременности и это немного сдерживает мужа, но с появлением второго ребенка в семье возникает много новых хлопот, муж не выдерживает и пьет уже регулярно и большими количествами. Все это приводит семью на грань развода, несмотря на то, что есть двое маленьких детей. Как решить эту проблему?
Библейское (от греческого «noutheteo» – увещевать) консультирование основывается исключительно на открытом нам Слове Божьем. Библейское консультирование считает Писание достаточным для оснащения детей Божьих во всяком добром деле. Библейские консультанты учат, что основная проблема человека является духовной по характеру, поэтому атеистические психологи, которые сами являются духовно мертвыми, не имеют никакого реального понимания о состоянии человека.
Кто же может быть библейским консультантом?
- любой христианин, который имеет личные отношения с Богом («ходящий пред Богом»), посвятил себя Иисусу Христу и живёт под водительством Святого Духа, - способен утешить и дать совет людям, нуждающимся в этом;
- любой христианин, который сам искал и получил утешение от Бога;
- любой христианин, который любит Христа и заботится о духовных нуждах других людей;
- любой христианин, который, в результате ежедневного изучения Слова Божьего, познаёт истину сам и может направлять к ней других людей;
- любой христианин, который призван Богом для этого служения.
Библейские консультанты, в отличие от психотерапевтов и некоторых христианских консультантов, считают Библию единственным источником всестороннего и детального подхода к консультированию. Библейское консультирование стремится позволить Богу говорить за Себя через Свое Слово. Оно содействует любви к истинному и живому Богу, любви, которая имеет дело с грехом и производит послушание.
Как и в нашем случае, при возникновении проблем в семье некоторые люди обращаются к священникам. Чаще всего так можно получить ободрение, молитвенную помощь, общие рекомендации. Это очень хорошо, но далеко недостаточно. В силу того, что священники очень занятые люди и должны уделять внимание очень многим проблемам, а также готовить проповеди, они не могут уделить достаточно времени конкретной проблеме из любой сферы жизни. Только когда проблема принимает угрожающие масштабы и последствия, ею начинают серьезно заниматься. Из-за несвоевременного вмешательства становится очень сложно уладить некоторые вопросы.
Для выяснения некоторых вопросов требуется серьезный опыт. Поэтому для помощи в преодолении проблем в браках необходимо организовывать индивидуальное библейское консультирование душепопечителями, специализирующимися в области отношений в смешанных браках.
Важно отметить, что в нашей стране употребляется термин «христианское консультирование», которое отличается от «библейского консультирования» тем, что первое часто использует светскую психологию в дополнение к Библии. Это не означает, что христианский советник не является также советником библейским, но часто христианские консультанты являются христианами, которые интегрируют светскую психологию в своей работе. Библейские или ноутетические консультанты полностью отвергают светскую психологию. К примеру, всем известное с. Катюжанка и священник, который молится за людей, больных алкоголизмом. Многим помогает, а многие бегут в соседний ларек и покупают себе бутылку. Тут главным есть то, чтобы человек сам захотел бросить пить. Только тогда он прислушается к советам, просьбам других людей, в том числе и священника.
Библия называет человечество уникальным творение Божьим, созданным по Его образу. Библия обращает внимание непосредственно на духовность человека, в том числе его падение в грех, последствия греха и текущие отношения человека с Богом. В данном случае муж грешит, кроме того, его грех еще и в том, что имея двух маленьких деток, он не заботится о них, еще и служит плохим примером, не говоря уже о потраченных нервах жены. В данном случае библейский консультант должен обратить внимание мужа на последствия этого греха, правильно расставить все приоритеты.
Для того, чтобы консультирование было действительно эффективным, консультант (душепопечитель) должен сам иметь близкие отношения со Христом, жить в общении с Ним и искать Божью волю и руководства Духа Святого. В данном случае муж просто устал, поэтому консультанту важно поставить его на путь истинный, привести примеры. Обычно люди, усвоившие модели неправильного поведения, теряют всякую надежду на возможность изменить себя. Они не знают, - что делать, еще меньше они понимают, — почему они делают то, что делают. В основе неправильного поведения лежит попытка удовлетворить законные потребности незаконными способами. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римлянам 7:19).
Конечно, очень мудро искать совета у духовно зрелых христиан, водимых Духом, но ничто не может заменить нужду каждого человека в непосредственном Божественном совете, совете Самого Духа Святого лично человеку.
Консультант, который искренен в своем служении Христу, будет стремиться: привести человека к спасительному знанию о Христе, вдохновлять других на достижение целостности и духовной зрелости, побуждать других искать совета в Библии и стремиться к водительству Святого Духа.
Психология основана на идеях, что человек по своей сути является хорошим и что ответ на его проблемы лежит внутри него. Библия рисует совершенно иную картину состояния человека. Человек не является «по своей сути хорошим», он – мертв «по причине своих преступлений и грехов»; «коварно сердце человека, оно неисправимо» (Иеремии 17:9). Таким образом, библейский консультант применяет совершенно иной подход: вместо того, чтобы искать решения духовных проблем в своем собственном уме, он стремится противостоять греху, получить мудрость свыше и применять Слово Божье к ситуации.
Библейские консультанты считают Библию единственным источником всестороннего и детального подхода к консультированию. Библейское консультирование стремится позволить Богу говорить за Себя через Свое Слово. Оно содействует любви к истинному и живому Богу, любви, которая имеет дело с грехом и производит послушание.
Библейское консультирование учит, что истинное удовлетворение и счастье можно найти лишь в отношениях с Богом и в стремлении к благочестию. Никакая психотерапия не сможет, к примеру, сделать эгоистичного человека бескорыстным, но покорный слуга Божий будет удовлетворен в своем радостном, бескорыстном жертвовании. В данном случае консультанту стоит обратить внимание на радости, которые присутствуют в жизни мужа: молодая жена, двое деток и т.д. и преподнести это в связи с библейским словом, возможно сравнить с определенными положениями Библии.
Истинное библейское консультирование указывает клиентам на Христа и Слово Божье. Библейское консультирование является пастырской деятельностью, плодом духовного дара увещевания и его цель состоит не в самооценке, а в освящении. Искренняя любовь и заботливое отношение к человеку, в нашем случае мужу и отцу двоих детей, которого консультируют на основе Библии, - вот средство, более могущественное, чем знание ответов или умение давать советы. Библейский консультант должен дать возможность Христу проявить Его милующую и исцеляющую любовь к страдающему человеку через его, через его искреннее, доброе и внимательное отношение к нему. Каждому библейскому консультанту нужно научиться такому отношению к людям, оно поможет «вычерпывать» боль, сокрытую в глубине их сердец. В данном случае, именно такое отношение консультанта к мужу должно решить проблему частых выпивок в этой семье. Важно рассказать человеку, что как христиане, так и неверующие люди испытывают искушения. Всем детям Божьим обещана победа над грехом, но если человек не знает, как использовать дарованную Христом власть, то неизбежным следствием этого будет грех.
Ключевым текстом из Библии для чтения и повторения есть следующий:
«Если ты примешь слова Мои и сохранишь при себе заповеди Мои, так, что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра и отыскивать его как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды, и оберегает стезю святых Своих» (Притчи 2:1-8).
Каждый библейский консультант должен уметь оказать внимание, даже без слов, следуя простым советам:
- улыбайтесь, приветствуя человека. (Дружелюбное выражение лица может снять напряженность.)
- Рукопожатие - пожмите руку вашему собеседнику при встрече или, если это уместно, дружески обнимите его. (Прикосновение выражает тепло и заботу.)
- Садитесь во время разговора лицом к лицу. (Если вы сидите под углом 90 градусов, повернитесь к собеседнику лицом.)
- Слушая, слегка наклонитесь вперед, к собеседнику. (Это означает: «Мне интересно то, что вы говорите»).
- Поддерживайте хороший контакт глазами. (Не отвлекайтесь. Если необходимо, перейдите в другое помещение.)
- Будьте открыты и доступны. Выражайте это даже своей позой. (Не сидите со скрещенными руками или сцепленными пальцами. Скрещенные руки означают: «Я не уверен, что вы хотите, чтобы я вам помог».)
- Показывайте, что вы внимательно слушаете, периодически кивая головой. (Этот простой жест означает принятие собеседника.) «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притчи 17:22).
4.) Г. Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению Пер. с англ. А. А. Баев - Санкт–Петербург: Мирт, 2003. - 924 с.
Часть 2. Личностные проблемы
Глава 6. Тревожность
Глава 7. Одиночество
Глава 8. Депрессия
Глава 9. Гнев
Глава 10. Вина
1.Ввод по теме
Как известно, одна из моделей оказания консультативной помощи в церковной среде евангельских христиан – это душепопечение. Душепопечение происходит от лат. cura animarum и означает это церковную психологию, психологическую помощь священника прихожанину.
Частые темы душепопечения: семейные неурядицы, одиночество, потеря близкого человека, депрессия, алкоголизм, наркомания, стрессы, суициды. Душепопечение не заменяет медицинскую помощь и в случаях, когда она действительно нужна, душепопечитель рекомендует своему «чаду» к ней прибегнуть, главным образом, если проблема носит не духовный, а психосоматический характер. От душепопечителя прежде всего требуется умение сопереживать и понимать, слушать, а также быть отзывчивым и приветливым.
Пособие по христианскому душепопечению» Г. Коллинза было задумано как книга для христианских руководителей. На примере испытаний, с которыми им пришлось столкнуться, можно пояснить, что подразумевают душепопечители, говоря о системах и сетях социальных отношений. Некоторые христиане полагают, что у них не может быть непреодолимых проблем, так что необходимость в душепопечении рассматривается ими как признак личностного и духовного краха. По мнению специалистов на сегодняшний день - это одна из лучших адаптаций пастырского душепопечения и современной кризисной психологии.
Гари Коллинз постарался сделать свою книгу универсальной и как бы «общехристианской» (что также утопия), а потому намеренно ушёл от академической психологии и выраженной конфессиональности, хотя православный человек сразу почувствует в книге лёгкий душок протестантизма и гуманистической психологии.
Из слабых мест можно отметить нехватку духовной глубины святоотеческой психологии при рассмотрении кризисных ситуаций и в частности учения о страстях, трёх состояниях человеческого естества (телесное, душевное, духовное) и тричастной структуре души (ум, чувство, воля). Тем не менее, книга очень грамотная и содержательная по сути, как модель и методология современного подхода к пастырскому душепопечению и работе с кризисными ситуациями на приходах, а наполнение её православным содержанием — это в значительной мере дело конкретного специалиста. Книга на данный момент очень хороша, как модель, написана книга очень искренне, а потому читается легко и от души, несмотря на внушительный объём.
По мнению Г. Коллинза, все техники душепопечения можно свести к четырем характерным особенностям, которые обязательно присутствуют в работе (или в служении) душепопечителя:
1. Нащупать и укрепить веру человека в реальность помощи;
2. Скорректировать ошибочное мировоззрение;
3. Помочь в обретении уверенности в собственной социальной дееспособности;
4. Подвести человека к встрече с самим собою и к принятию себя.
О душепопечении возможно говорить исключительно в церковном пространстве и только лишь на основании библейских ценностей, принятых в евангельском сообществе.
Душепопечение преследует как минимум три цели (как для человека стоящего на пороге Церкви, так и для воцерковленных христиан): освоение знаний, полученных из Священного Писания и их активное использование в повседневной жизни, «чтобы побеждать грех через послушание Христу»; предупреждение о возможных последствиях неправильного (с библейской точки зрения) образа жизни; мотивирование к личному росту и овладение навыками душепопечения для того, чтобы помогать другим.
Г Коллинз, ссылаясь на исследования пастора и психолога М. Уагнера (Maurice E. Wagner, 1973) (1914–2005) несколько расширяет список правил для христианского душепопечителя («Пособие по христианскому душепопечению»): будь душепопечителем, а не другом; не торопись; проявляй сочувствие; будь беспристрастным (диалог в формате обличения); интерпретируй, но не властвуй; будь объективен (не иди на поводу эмоций);
приучи себя к реализму; будь собою (ты имеешь право на ошибку); не бойся эмпатии.
Гари Коллинз: «Согласно Библии христиане должны учить всему что Иисус повелел и научил нас. Это обязательно включает доктрину о Боге, Его авторитетности, о спасении, о духовном росте, молитве, Церкви, о будущем. Однако Иисус так же учил о браке, взаимоотношениями между супругами, покорности, о личных вопросах: секс, волнения, сомнения, страх, одиночество, гордость, уныние и грех. Все эти проблемы и приводят людей к наставникам, кто может проконсультировать. Когда Иисус решал эти вопросы, Он часто принимал и выслушивал посетителей перед тем, как приободрить, обличить их и призвать действовать по другому. Он задавал умелые вопросы и помогал им увидеть свою проблему»
2.Пример (случай, кейс) – 1 стр.
Поскольку мы рассматриваем личностные проблемы, приведем пример проблемы взаимоотношений в семье. Прожив много лет со своим супругом, жена вдруг стала чувствовать себя одинокой. Муж все время на работе, она ведет домашние дела и устает не меньше мужа. Кроме того, ей за день нужно успеть приготовить покушать, завести одного ребенка в школу, второго в детский садик, забрать их, покормить, отвести на курсы одного, забрать, сделать уроки, покормить, помыть, положить спать, поиграть. Несмотря на то, что у жены обязанностей больше, чем у мужа и, крутится она целый день как белка, она хочет, чтобы и он уделил ей хоть чуточку внимания.
Вечером, муж приходит с работы уставшим, поел, посмотрел телевизор, и лег отдыхать. Он не интересуется, что делали дети целый день, как дела у них в садике/школе, максимально поцелует одного и второго, пожелав им спокойной ночи.
Жена тоже устала за день, но ввиду отсутствия общения с другими людьми, хочет получать внимание от мужа. Он же устает на работе и это главная отговорка. Отсюда у жены вырабатывается чувство обиды на мужа и, как следствие, чувство одиночества. Причем с каждым днем оно нарастает, жена полностью посвящает себя детям и также не обращает внимания на мужа. В итоге получается разрушенная семья и плохой пример для детей. По совету одной из подруг жена обращается к помощи душепопечителя, хотя особо не верит в то, что он ей сможет чем-то помочь.
3. Социальные последствия (как реагирует общество, (и церковь))
В одном из самых первых заявлений о людях Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному». И сотворил Бог женщину, и появился человеческий род. Но уже вскоре люди стали конфликтовать друг с другом. Ревность между единоутробными братьями Каином и Авелем закончилась убийством. И наполнилась земля злодеяниями. После великого потопа конфликты возобновились, они продолжаются до сих пор. На протяжении всех веков находились отшельники, которые стремились удалиться от общества, подальше от беснующихся толп, но большинство из нас способно правильно оценить значение следующего, часто цитируемого заявления: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе». Человеческие существа могут соперничать друг с другом и жить в борьбе, и в то же время они нужны друг другу. Не хорошо и вредно жить в состоянии разобщения.
В рассмотренной выше ситуации общество также должно помочь решить проблему жены, в первую очередь, это сделала ее подруга, посоветовав ей обратиться к душепопечителю. Она также выслушала ее, постаралась понять ее проблему. Кроме того, жене в данном случае стоит найти себе собеседников, пусть это будут мамы других деток, тогда она уже не будет настолько одинока, тем более, что у них есть совместные интересы. Кроме того, муж, увидев, что жена не стремится получать его внимание, также может задуматься над причиной этого, тем самым это поможет наладить ситуацию в семье. Жена сумеет справиться с данной ситуацией, если будет получать эмоциональную поддержку друзей, соседей по дому, родственников (братьев и родни со стороны мужа и жены, проживающих по соседству), знакомых, неожиданно навещавших их, от пастора и членов церкви.
Обстановка, в которой живут и работают люди, может частично содействовать возникновению их проблем и подрывать эффективность душепопечения. В некоторых обстоятельствах, чтобы помочь человеку, необходимо сменить обстановку, ведущую к патологическому стрессу. В других же случаях нужно помочь человеку осознать, что ему лучше приспособиться к обстановке. Церковь же – это самое правильное и самое лучшее место на земле для душепопечительства, т.е. заботы о людях. Церковь – это «мост» соединяющий Небеса с землею и человека с Богом. Чтобы исполнить волю Божью, и принести Божий свет в этот мир, необходимо познавать Бога, знать Его Слово и быть в Его присутствии.
4. Подходы к решению проблемы
В данном случае целью душепопечителя является помочь жене в ее трудных попытках общения с мужем, научиться новым формам поведения в старых жизненных обстоятельствах. Кроме того, душепопечитель должен поддержать ее. Это не менее важная и серьезная задача душепопечения. Это то, что ожидают от консультантов обращающиеся за помощью клиенты. Сами консультанты так определяют это важное направление своей деятельности.
Третья цель - самопознание. Как мне жить с этой проблемой? Это нелегкие вопросы к самому себе. И помочь разобраться в них - следующая задача консультанта и используемой им программы выздоровления. Четвертая цель терапевтического взаимодействия - это само общение. Настоящее человеческое общение, без использования собеседника в своих целях, стремление находить точный и конструктивный язык в общении друг с другом и с попечителем. Учиться понимать другого, общаться на духовные темы, обмениваться чувствами, мыслями, представлениями
Пятая цель состоит в обретении веры и духовной целостности. Это аспекты поиска личной идентичности в условиях кризиса и поиска самого себя у выздоравливающих. Очень важно, что терапевты здесь говорят о синергетическом взаимодействии человеческого и божественного, совместном усилии терапевта и пациента на пути духовного устремления к Богу.
Душепопечитель знает: в самом человеке есть ресурс. И этот ресурс требует своего последовательного реанимирования. По этой причине душепопечителю необходимо неукоснительно следовать закону трёх «П»: постепенность, последовательность, постоянство. Нельзя торопить и принуждать того, кто пришел к нам за помощью. Можно лишь предлагать ему двигаться от меньшего к большему. Можно со-присутствовать, можно со-действовать, можно со-переживать, можно со-радоваться.
Научные работы или исследования, обзор по данной проблеме – 3-4стр. (минимум 3 источника).
Итак, поскольку мы выбрали часть 2 данной книги, а именно личностные проблемы, рассмотрим научные работы и исследования, которые касаются каждой из выделенных автором проблем. Начнем с Тревожности.
Тревожность исследовали многие психологи: Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй. Впервые понятие «тревожность» ввел в науку Зигмунд Фрейд. Он считал, что тревожность возникает в результате внутренних конфликтов между биологическими потребностями и социальными нормами и установками. Он отмечал, что существует три вида тревожности. Первая, объективная, связанная с конкретной опасностью. Вторая, невротическая, связанная с неопределенной опасностью. При этом человек может и не осознавать ее наличие, а выражается это в различных страхах – высоты, змей, толпы. При этом объект страха может периодически меняться. Третья, моральная, связанная с детским страхом наказания родителями.
Следует отменить и труды Прихожан А.М., 1998, автор трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.; Прихожан А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. – СПб., 2001.) Так, А.М. Прихожан выделяет два типа тревожности: беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами; тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и обобщения. Исследования А.М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности: открытая и скрытая тревожность.
Следует отметить и следующий труд: Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с. В данной книге анализируется проблема исследования уровня тревоги и тревожности, как у детей, так и у взрослых. В ней описываются методы, направленные на диагностику тревожности как самостоятельной характеристики, и личностные методики, в которых тревога и тревожность выступают как один из диагностируемых компонентов.
Перейдем к исследованиям, которые посвящены одиночеству. В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества и предложены психотерпевтические пути его преодоления. В исследованиях К.А. Андерсона и Л.М. Хоровица, Р.Вейса, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и др. показано сложное содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с типичными ситуациями жизни, так и с характером личности [Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.].
В отечественной науке интересующая нас проблема рассматривалась в работах В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и др. Указанные авторы анализировали ее в приложении именно к лицам подросткового и юношеского возраста, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности
Наиболее распространена модель систематизации концепций одиночества, предложенная Д. Расселом, М. Фергюсоном и Л. Пепло. Авторы выделяют следующие подходы к определению одиночества: психодинамический (Burton; Ferreira; Fromm-Reichman; Leiderman; H. Peplau; Rubbins; Sullivan; Zilboorg), феноменологический (К. Роджерс), экзистенциальный (Мустакас, B. Mijuskevych), социологический. (Боумен, Рисмен и Слейтер), когнитивный (Д. Рассел, М. Фергюсон и Л. Пепло), интеракционистский (Р. Вейс), приватный (В. Дерлега и С. Маргулис), гуманистический (А. Маслоу).
В современных исследованиях авторы (С.В. Бакалдин, С.Л. Вербицкая, О.М. Коротеева, Н.В. Перешеина,Е.Е. Рогова, Ю.М Черепухин, Дж. Янг, D. Knutson, Lauderdale, Ober, Masi и др.) придерживаются позиции, что одиночество имеет негативное влияние на развитие личности [Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989, 289 с.]. Другие авторы (А.А. Артамонова, О.В. Лазарянц, А.Р. Кирпиков, И.С. Кон, Е.Н. Мухиярова, Б. Миюскович, Е.В. Неумоева, А.В. Нечаев, Ж.В. Пузанова) утверждают, что данное переживание имеет позитивное значение, и даже является необходимой составляющей развития [Хараш А.У. Психология одиночества // Педология. Новый век. 2000. - № 4. С. 30-44.]. Значение одиночества для личности является не единственным противоречием в определении данного понятия. Сложность определения одиночества связана с отсутствием четких границ с похожими понятиями (изоляция, аномия, уединение, отчуждение) [Айвазян Л.Ю. Взаємозв’язок суб’єктивного відчуття самотності і розвитку особистості // Проблеми сучасної психології: Зб. наук. Праць Кам’янець-Подільського нац. ун-ту ім. І. Огієнка, Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України / за ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. Вип. 13. Кам’янець-Подільський: Аксіома, 2011. С. 12-21.)
В самом общем виде психоаналитический подход к депрессии сформулирован в классической работе 3. Фрейда "Печаль и меланхолия" [Freud S. Standard Edition, London, 1957; 14:496.]. Депрессия связывается с утратой объекта либидинозной привязанности.
Как указывает Изард К.Е., большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что важнейшими составляющими депрессии являются утрата самоуважения, уверенности в себе и чувства собственного достоинства [Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 - 464 с.]. Переживание депрессии включает в себя следующие фундаментальные эмоции: печаль (ключевая эмоция), отвращение, презрение, гнев, страх, вина и смущение. Как считает Изард К.Е. гнев, отвращение, презрение проявляются человеком как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. Базовые эмоции, по мнению автора, считаются первичными и наиболее важными элементами депрессии, но депрессия проявляет себя такими симптомами, как снижение сексуального влечения, ухудшения физического состояния и чувство усталости. При депрессии человек испытывает негативные эмоции: подавленность, тоску, отчаяние. Волевая активность резко снижена. Снижена самооценка. Человек может испытывать чувство вины за события прошлого, тех неприятных событий, которые произошли по вине человека.
В период депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость, что приводит к резкому снижению продуктивности в той или иной деятельности. Ильин Е.П. пишет, что вероятность возникновения депрессии в подростковом возрасте повышается при наличии следующих факторов [Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.]: проблемы в семье, экономические затруднения и здоровье родителей, низкая значимость среди сверстников, низкая школьная неуспеваемость.
Интерес к феномену гнева мы обнаруживаем в классической психологии: попытки проникнуть в истоки гнева, способы его переживания, выражения, объяснения его психологической природы. Т. Рибо посвятил гневу специальное эссе. Он назвал его психофизическим этюдом [Рибо Т. Гнев. Психофизиологический этюд. СПб: Издание В.И. Губиновского, 1899.]. Т. Рибо определяет гнев как необходимое средство личного самосохранения, подсказываемое инстинктом, «первичную», как бы мы сказали сегодня, врожденную эмоцию, имеющую корни в филогенезе. Для Т. Рибо гнев – протестная эмоция, которая побуждает человека к нападению на обидчика. Сдерживая гнев, человек переживает зависть, обиду, ненависть, желание отомстить. Т. Рибо убежден, что гневливые предрасположены к гневу, допускает, что эта предрасположенность обусловлена генетически.
Среди классических – уже экспериментальных – исследований гнева особое место занимает работа Т. Дембо, проведенная в рамках школы К. Левина. Т. Дембо изучала динамическую ситуацию при гневе. Экспериментатор «провоцировал» гнев, ставя испытуемых перед невыполнимой задачей. Эксперимент длился достаточно долго. Испытуемые «впадали» в гнев, ссорились, ругались, пытались что-то разрушить или поломать, некоторые плакали. По мнению Т. Дембо, гневом испытуемые реагировали на безнадежность ситуации [Вилюнас В. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004.].
Нельзя обойти понимание природы гнева П. Экманом – одним из крупнейших специалистов в области психологии эмоций и психологии экспрессии [Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб: Питер, 2010.]. В ряду источников гнева П. Экман выделяет угрозу или нанесение физического или морального (психологического) ущерба человеку другим или группой лиц. Он видит одну из наибольших опасностей гнева в его цикличности: гнев порождает гнев, и процесс может развиваться по нарастающей. По-видимому, это одно из оснований поиска психологами путей совладания с гневом, выработки способов «цивилизованного» выражения гнева. В описании П. Экманом видов гнева сказывается типичная для него «свобода» в использовании понятий: негодование – это уверенный в себе гнев, мщение – действия, следующие за гневом, озлобление – конец терпению гневающегося. Как видно, лишь негодование относится к переживанию гнева, остальные «гневы» – либо действия, либо состояния. Для П. Экмана наибольшую трудность представляет разведение эмоций (переживаний) обиды и гнева, гнева и ненависти.
Вина - это эмоциональное состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Фрейд рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как «тревогу совести». Психологическое понимание вины сводится к переживанню недовольства собой, связанному с обнаружением человеком рассогласования между собственным поведением и принятыми моральными нормами (Jenkins. 1967).
И психологии вина, как подчеркивают О. С. Васильева и Е. В. Короткова (2000), соотносится со следующим за негативной активностью периодом времени. Они называют вину чувством, детерминированным потребностью, локализующейся на высшем уровне пирамиды потребностей (чувство в их понимании — это выс¬шая эмоция). В то же время эти авторы показывают биологические истоки вины: «Наблюдение за невербальным поведением животных и детей показывает, что они также переживают эмоции, похожие па моральные чувства высокоразвито¬го человека. Например, провинившееся животное при виде хозяина поджимает уши, хвост, скашивает глаза, опускает голову и старается удалиться. Аналогично и невербальное поведение детей, когда они осознают, что своим поведением обижают родителей. Более того, ребенок уже в раннем возрасте демонстрирует спо¬собность просить прощения, раскаиваясь в содеянном. Характерен в отношении изучения моральных чувств дошкольников эксперимент, описанный А.Н.Леон¬тьевым. Ребенку предлагалось достать удаленный от него предмет, не вставая со своего места. Несмотря на то что ребенок после ухода экспериментатора нару¬шал данное правило, встав со своего места, пользуясь отсутствием наблюдения за ним он не смог впоследствии принять от экспериментатора в награду за выпол¬ненное задание шоколадную конфету. Конфета, столь желанная вначале, оказа¬лась горькой: вызывала слезы. Эти слезы ребенка дошкольного возраста свиде¬тельствуют о способности маленького человека уже в таком возрасте переживать вину по поводу нарушения принятого правила» (с. 32-33).
Д. Ангер рассматривает вину как двухкомпонентную эмоцию. Первый компонент - вербально-оценочная реакция человека («Я не должен был делать этого!»), или раскаяние. В ее основе лежит негативное отношение к себе, самообвинение, связанное с осознанием либо совершенно¬го проступка, либо нарушения собственных моральных принципов.
Признание своей провинности («неправильного» поступка), неправоты или предательства своих убеждений порождает второй компонент - вегетативно-висцеральную реакцию с целом гаммой мучительных и довольно стойких пережи¬ваний, преследующих человека; угрызения совести, сожаление о совершенном, неловкость (стыд) перед тем, кого обидел, страх потерять дорогого человека и пе¬чаль по этому поводу. Правда, возможно и раскаяние без эмоциональной реакции, внешнее, неис-креннее, вошедшее в привычку. Так, дети часто раскаиваются, но не исправ¬ляются.
H. A. Велик (2006) рассматривает вину как четырехкомпонентное образование, в нее входят:
- эмоциональный компонент (переживания дисфорического характера -угнетенность, подавленность, страдание и т. д.):
- когнитивный компонент, который включает осознание и анализ проступка, осознания несоответствия реального и идеального; сожаление и раскаяние;
- мотивационный компонент: желание исправить или изменить сложившуюся ситуацию или поведение;
- психосоматический компонент, связанный с неприятными физическими ощущениями (головная боль, тяжесть и животе и т. д.).
Литература:
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.
2. Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению / Пер. с англ. А. А. Баев — СПб.: Мирт, 2010.
3. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
4. Рибо Т. Гнев. Психофизиологический этюд. СПб: Издание В.И. Губиновского, 1899.
5. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб: Питер, 2010.